Зубарева Татьяна Александровна

Зубарева Татьяна Александровна

Кандидат педагогических наук, руководитель Центра управления проектами НФИ КемГУ, директор НОУ «Сибирский институт технологий управления».

 Мне 54 года. Свою кандидатскую диссертацию я защитила в 53. Наверное, этого никогда бы не случилось, если бы в период управленческих реформ в сфере образования в 2006 году в г. Междуреченске не закрыли инновационную школу «Центр образования», где я была основателем и первым директором. Школа имела статус ФЭП (федеральной экспериментальной площадки). Администрация города забрала здание под размещение детского сада, не предоставив соответствующих условий детям и педагогам «Центра образования». Инновационную школу просто «слили» с большой массовой школой.

 

Находясь в ситуации выбора, я не стала заниматься социальной оппозицией, а выбрала другой путь – культурную позицию, пришла в университет для того, чтобы проверить наработанный способ действия, найти основания для своей позиции и описать свой опыт. Защита диссертации «Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений» в Национальном Томском исследовательском университете лишь поставила точку с запятой в вопросах взаимодействия образовательных учреждений с действующими на территории субъектами.

 

Вообще-то я считаю, что своё главное образование я получила в Школе культурной политики Петра Щедровицкого. Последние двадцать лет я участвую в стратегических играх, школах по методологии и в других мероприятиях, организованных Научным фондом имени Г. П. Щедровицкого, основателя системомыследеятельностной методологии. Я считаю эти площадки местом развития, задающего вектор исследований и человечекого внимания к современным проблемам.

 

Главный мой проект в НФИ КемГУ - «Центр управления проектами» (ЦУП), а главное событие каждого года для меня – это реализуемый ЦУПом «Аукцион студентов», направленный на решение проблемы трудоустройства студентов в компаниях-партнёрах университета. Основное моё занятие при подготовке «Аукциона студентов» – это проектирование взаимодействия участников и подготовка дискуссий работодателей. Ведь подход к проблеме трудоустройства выпускников сегодня – это как подход к снаряду: работодатель всегда готов обвинить вуз, а вуз – компании. Истина, как известно, где-то посередине.

 

В последнее время компании прямо указывают на новые функции вуза, в котором должно происходить не только освоение студентами знаний, но освоение современных технологий. Университет – это место, где идёт разработка новых технологий. Но от того, что мы функцию указали, разработок больше не станет. Скорее всего, сегодня технологии рождаются в бизнесе, и этот опыт разработок там же и передаётся. Значит, вуз может оказаться на обочине мейнстрима. Переход к разработке требует совершенно другого типа взаимодействия, создания вокруг университета сети партнёров, заинтересованных в разработках. Сегодня этого нет.

 

Надеюсь, что проект «Университет и сообщество» даст возможность университетам-участникам проекта настроиться на нужную «волну», что потребует чувствительности к новизне, изменения стиля управления и принятия решений, нацеленности на результат, нужность которого должна определяться сообща. Придётся преодолеть локальность, войти в сети профессионалов, в каком-то смысле поступиться собственными интересами. Остаётся уповать на то, что эта возможность не будет упущена командой проекта.

 

Метки