Кейс "ГОРОДСКОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КОНКУРС "IQ-АУКЦИОН СТУДЕНТОВ"

555

«IQ Аукцион студентов» - это комплекс мероприятий, направленных на изучение структуры рынка труда, повышение конкурентоспособности студентов через формирование активной позиции среди студентов по отношению к рынку труда, составление карт карьерного роста, практику собеседований.

Проект реализуется в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета.

Старт:

Первый городской инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов» был проведён в 2007 году на средства гранта, выигранного студенческой командой  в конкурсе, объявленном объединённой компанией «Российский алюминий» (150 тыс. рублей). 

Статус практики: продолжающаяся (ежегодный конкурс). 

Формальная рамка практики

Конкурс проводится специалистами Центра управления проектами (ЦУП) – специального подразделения Новокузнецкого института (филиала) ФБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк), созданного для поддержки и реализации студенческих инициатив и проектов. 

Цель практики: создание открытой дискуссионной площадки и механизма взаимодействия студентов и работодателей на рынке труда. 

Основная задача конкурса:

сблизить позиции работодателей и преподавателей в формулировании и предъявлении требований к выпускнику вуза. В задачи конкурса входит организация диалога вуза с работодателем; знакомство студентов с современным состоянием рынка труда; создание системы оценивания конкурентоспособности выпускников и методики оценки ситуации на рынке труда. 

Продюсер конкурса: руководитель Центра управления проектами Зубарева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель НОУ «Сибирский институт технологий управлерия». 

Участники:

студенты. Команда, реализующая проект, ежегодно пополняется стажёрами проекта, студентами 3-5 курсов факультетов НФИ КемГУ. В проекте участвуют студенты вузов и ссузов г. Новокузнецка (НФИ КемГУ, СибГИУ, КузГПУ, КузГПА, СФ МИЭП, профессионального колледжа, НФ ТУГЭТК, КМТ, СП ИВСЭиП). За пять лет проекта (2007-2012 гг.) в конкурсе «IQ-Аукцион студентов» приняли участие более 1050 студентов вузов г. Новокузнецка;

работодатели. В конкурсе ежегодно участвуют представители и руководители организаций и компаний г. Новокузнецка и прилегающих нему территорий. За годы реализации проекта более сотни работодателей выступили на конкурсе в позициях эксперта, члена жюри конкурса, ведущего мастер-класса. Более полусотни организаций предоставили вакансии для лучших студентов. 

Основные мероприятия конкурса:

  • «круглые столы» и дискуссии с работодателями;
  • конкурсы резюме студентов;
  • решение индивидуальных заданий партнёров конкурса – работодателей;
  • решение производственных и управленческих задач в команде;
  • организация собеседования с работодателями;
  • стажировки в компаниях-партнёрах конкурса;
  • мастер-классы работодателей;
  • тренинги по написанию карьерных карт, резюме, работе в команде, ведению переговоров, само-презентации.

 

Технологии работы

 

Тьюторское сопровождение на основе социогуманитарного проектирования (СГП). Тьютор организует совместное проектирование пространств возможного действия, а иногда он выступает как «составитель» маршрутов: образовательных, карьерных и жизненных.

Принципы тьюторского сопровождения на основе СГП:

1. Не учить других, а привлекать их в своё рассуждение и действие;

2. Научиться выделять объект и возможности его перевода в новое состояние, которое можно назвать развитием;

3. Научиться понимать основания своего действия по поводу объекта изменений, тем самым занимать управленческую позицию;

4. Переосмыслить и понять свою сложившуюся практику в системе высшего образования, её нацеленность на создание новых возможностей;

5. Оценивать только результат своих собственных действий, его соответствие целям и намерениям;

6. Понимать, что эффективное действие в  настоящее время строится на условиях кооперации и по принципу сетей.

 

Технология 3П: 

Проектная культура (предполагает формирование проектной культуры через участие в реализации проектов в качестве члена команды или управление проектом);

Проектный офис (место, где собираются члены проектных команд для принятия решений и планирования и осуществления оперативных действий);

Позиционирование (представители компаний, преподаватели и студенты в рамках взаимодействия меняют позиции на партнерские во имя общего будущего и нацелены на понимание ситуации на рынке труда).

 

Технология отбора студентов на вакансии работодателей

1. Конкурс резюме. Этап завершается приглашением студента к выполнению задания работодателя из спектра предложенных заданий (на выбор студента).

2. Решение индивидуального задания работодателя. Решение оценивается работодателем, результат оглашается на групповом туре.

Пример индивидуального задания, сформулированного Филиалом № 5440 ВТБ 24 (ЗАО): «Подготовить квартальный план по продаже премиального банковского продукта – «Пакета Приоритет». План должен состоять из мероприятий, выполняемых одним сотрудником, направленных на реализацию банковского продукта с указанием конкретных объёмов продажи, каналов реализации, целевых групп, инструментов продаж, проводимых мероприятий. Информацию по пакету можно взять на нашем сайте. Решение задания направлять в электронном виде на адрес... [указывается адрес электронной почты]».

3. Командный этап. Включает в себя подготовку проектной группой решения управленческой или производственной задачи и его защиту перед членами жюри (работодателями). Этап завершается оцениванием каждого участника и лучшей команды. При этом каждый член жюри аргументирует оценку, указывает на конкретные недостатки решения.

Пример группового задания для студентов IT-специальностей, конкурс 2011г.: «Государство старается сделать свои услуги более доступными для людей. Существует федеральная структура «Электронное правительство» и создаётся сеть её ресурсных центров в регионах. Ресурсному центру необходимо иметь потенциал для оказания услуг. Задание:

Опишите услуги, которые могут быть реализованы этой структурой для населения и для предпринимателей;

Примите участие в тендере на право стать ресурсным центром для проекта «Электронное правительство»;

Докажите присутствующим, что организация обладает потенциалом для оказания услуг (не менее семи показателей) и потенциалом саморазвития именно на данной территории;

Убедите присутствующих в том, что ваша организация будет эффективно оказывать услуги в перспективе 1-3-5 лет.

Время решения задания 3 часа».

4. Собеседование с работодателем. Результатом собеседования является предложение работодателя занять вакансию или пройти стажировку, учебную практику в компании.

 

Таблица умений участников конкурса, оцениваемых работодателями 

На старте проекта (в 2007 году)

Спустя 6 лет (в 2012 году)

Умение работать в команде

Умение планировать своё время и время работы команды

Умение распределять обязанности в команде

Умение получать и анализировать информацию

Навыки ведения переговоров

Умение работать под задачу

Умение высказывать своё мнение и вести дискуссию

Навыки бесконфликтного общения

Умение быстро принимать решения

Чувство ответственности за принятое решение

Умение выделять своё конкурентное преимущество

Умение организовывать и распределять работу в команде

Креативность

Владение технологиями, включая пользовательские и специальные компьютерные программы

Умение находить решение в нестандартной ситуации

Умение самопрезентации

Ответственность

Опыт результативного действия

Опыт участия в проектах и выполнение определённой функции в проекте

Умение оценить себя

 

Студенты-участники конкурса, прошедшие этап собеседования, получают дипломы победителей конкурса; участники, прошедшие командный этап – сертификаты. Из студентов, получивших самые высокие оценки работодателей, оставляется рейтинг «Лучшая десятка» студентов Новокузнецка, который публикуется в городских СМИ и на сайтах конкурса, в том числе на странице ЦУП НФИ КемГУ. 

Результаты практики

Результативность конкурса измеряется не только количеством предоставленных работодателями и занятых выпускниками вакансий (а таких более 50), но также формированием мест для прохождения учебной производственной практики, регулярной практикой стажёрства в проектах компаний-партнёров конкурса, экскурсиями на предприятия и совместными проектами.

Так, один из членов жюри конкурса «IQ-Аукцион студентов» 2009 года Эйрих Андрей Александрович, исполнительный директор ТРЦ «Континент», предложил студентам разработать сайт торгово-развлекательного центра. Команда студентов в течение трёх лет работала над проектом «Виртуальный "Континент"». Материалы трехлетней работы стали темой дипломного проекта Александра Четверни (факультет информационных технологий). После окончания университета члены проектной группой открыли два малых предприятия, работающие во взаимодействии с управлением и арендаторами ТРЦ. Сайт создан с использованием современных технологий программирования таких объектов (виртуальное путешествие в 3-D панорамах).

Для работодателя

результатом участия в конкурсе является приобретение конкретного специалиста, прошедшего конкурсные испытания и получившего оценку других экспертов и работодателей, показавшего себя лучшим студентом среди других. Кроме этого, работодатель «сверяет» свои требования к специалисту с другими работодателями, получает срез имеющегося потенциала у будущих молодых специалистов и доступ к базе данных конкурсантов, поэтому у работодателя появляется возможность привлечь других студентов к работе на неполный рабочий день или к участию в краткосрочном проекте.

Общение работодателя как члена жюри с преподавателями вузов, руководителями факультетов позволяет высказать в прямом диалоге пожелания к подготовке выпускников: заявить список технологий и компетенций, которыми должен владеть выпускник по данной специальности, предложить участие в совместном проекте.

 Для вузов участие в конкурсе преподавателей, руководителей факультетов в качестве членов жюри позволяет внести коррективы в образовательные программы в части освоения современных технологий, необходимых для работы в реальном секторе экономики. Ещё одной возможностью является шанс в дальнейшем использовать компанию работодателя для учебной практики студентов, а также повысить квалификацию самих преподавателей в компании-партнёре проекта. Имеется положительный опыт компании «Синерго» (пригласившей преподавателей и студентов на тренинг) и компании «REALPRO» (предоставила студентам возможность бесплатного участия в фестивале «Идея» в Новосибирске).

Диалог с работодателем позволяет вузу выделить актуальные проблемы реального сектора экономики, наметить программу взаимных интересов и исследований, темы возможных дипломных работ.

Для студентов польза участия в проекте «IQ-Аукцион студентов» состоит в том, что прохождение конкурсных испытаний позволяет получить навыки поведения на рынке труда, оценить свои способности «глазами работодателя», оценить свои конкурентные преимущества и сравнить свои компетенции в среде студентов не только своего вуза, но и других вузов города. Собеседование с работодателем позволяет будущему выпускнику понять запрос работодателя в части владения специалистами современными технологиями, вовремя (ещё в период обучения) поставить перед собой задачу приобрести необходимые знания и навыки, получить опыт самопрезентации. 

Финансирование практики

В ходе реализации проекта вклады работодателей составили более 600 тысяч рублей, направленных на погашение целевых затрат по подбору выпускника на вакансию компании-работодателя, по разработке бренда конкурса (выполненной компанией «REALPRO Branding&Design»), по рекламному продвижению конкурса (тиражирование грамот и дипломов, плакатов, другой атрибутики конкурса с помощью компаний «РЦПП «ЕВРАЗ-СИБИРЬ», «Ин-Трейд», «Синерго», «Кузнецбизнесбанк», «IT-Сервис»; «Сибпромпласт, «Град-НК», Филиал банка ВТБ-24, Администрация Калтанского городского округа, Федерация Пейнтбола Кемеровской области и др. 

История успеха

Проект стал победителем программы компании «Шагни за горизонт». Городской инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов» получил Большую золотую медаль выставки «УчСИБ» (г. Новосибирск, 2008 г.), диплом выставки «УчСИБ» (г. Новосибирск, 2010 г.), серебряную медаль выставки «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новокузнецк, 2008 г.), диплом конкурса «Сибирские Афины» (г. Томск, 2010 г.) в номинации «Проекты и программы взаимодействия системы образования и реального сектора экономики».

Проект стал победителем окружного конкурса проектов развития территории Сибирского федерального округа «Малая Родина-2012».

 

Проект включен в Комплексный план развития Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, вошёл в целевую Программу развития студенческого самоуправления Министерства образования и науки РФ на 2012-2013 годы. 

Форма предъявления практики и её результатов

Опыт реализации городского проекта «IQ-Аукцион студентов» был обобщён в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка кадров для молодёжной политики в условиях инновационной стратегии развития страны и регионов» (г. Новосибирск, 2010 г.), Всероссийской программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» (г. Кемерово, ноябрь 2010 г.), описан в научно-популярном издании «Инновационная инфраструктура: опыт создания Центра управления проектами в НФИ КемГУ». Студенты и организаторы опубликовали материалы о реализации конкурса в серии статей. В 2012 г. «IQ-Аукцион студентов» стал участником регионального этапа конкурса «Малая Родина».

Проектная команда стажеров конкурса получила финансовую поддержку в размере 15000 рублей по результатам участия в конкурсе молодёжных идей «Common: учись участвовать!» (полное название – «Распространение процедур общественного участия путём вовлечения молодёжи в жизнь местного сообщества», данный проект реализуется при финансовой поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта компаниями-организаторами «ИнЭкА» (г. Новокузнецк), Некоммерческим партнёрством «Экологический Комитет» (г. Омск)). Финансовая поддержка дала возможность Центру управления проектами провести специальные мероприятия проекта «Участие молодёжи в решении проблем трудоустройства путём проведения городского конкурса «IQ-Аукцион студентов» для студентов вузов и филиалов Юга Кузбасса, обучающихся муниципальному управлению». Руководитель проекта – Соболева Елизавета, соруководитель – Третьякова Ирина (студентки 4 курса экономического факультета НФИ КемГУ). Руководители надеются создать студенческую некоммерческую организацию, решающую проблему трудоустройства выпускников в сфере государственного и муниципального управления.

Городской инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов» имеет свой информационный ресурс – сайт; регистрация участников конкурса происходит в интерактивном режиме. Через сайт участники получают индивидуальные задания от работодателей, обмениваются резюме, узнают о новых вакансиях работодателей. 

Современный вызов для реализации проекта «Городской инновационный конкурс "IQ-Аукцион студентов"» состоит в обострении конкурентной борьбы вузов между собой. Это является причиной того обстоятельства, что администрации других местных вузов нередко считают конкурс PR-проектом НФИ КемГУ и не позволяют распространять информацию о конкурсе в стенах своих учреждений. Это влияет на снижение количества участников-студентов из других вузов. 

Планы

В результате планируется осуществить индивидуальное, групповое сопровождение 15 студенческих идей; перевести на технологический уровень 5 социальных проектов; вывести на рынок социального предпринимательства не менее 2 социальных технологий студенческих объединений.

 

Материалы конкурса в сети Интернет

Сайт конкурса

Старый сайт конкурса

 Страница ЦУП сайта НФИ КемГУ

Сайт проекта "Common: учись участвовать"" target="_blank" >Сайт проекта "Common: учись участвовать"

Сайт Кузбасской торгово-промышленной палаты

Сайт телекомпании ТВН

Группа социальной сети "ВКонтакте"" target="_blank" >Группа социальной сети "ВКонтакте"

Сервис Youtube

 

Публикации о реализации проекта

  • Выпова Т. Шаг навстречу будущему // Российская газета. – 2008. – 11–17 декабря. – № 254.
  • Зубарева Т. А. Инфраструктуры развития человека как фактор повышения инновационного потенциала региона // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 3 (10). – С. 102-104.
  • Определены лучшие студенты // Кузнецкий рабочий. – 2009. – 17 февраля.
  • Студенческая топ-команда // Кузнецкий рабочий. – 2009. – 19 февраля.
  • Акопова Л. КемГУ работодателям: у нас товар, у вас купец! // Город новостей. – 2008. - 5 декабря.
  • Дедунова Е. «IQ-Аукцион студентов» // Грани. – 2010. – № 4. – С. 1, 9.
  • Зубарева Т. А. Партнёрство университета и предприятий в целях развития территории // Кузнецк – Сталинск - Новокузнецк: проблемы города в переходный период: сб. науч. тр. II Всерос. научн.-практ. конф., Новокузнецк, 3-4 декабря 2010 г. / под ред. И. П. Басалаевой, Е. Б. Макарчевой; науч. ред. И. П. Басалаева; НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». - Новокузнецк, 2010. – С. 318-327. - (Научно-исследовательская программа «Новокузнецк-400)».
  • Лешкевич А. Торг уместен // Новокузнецк. – 2010. – № 17. – 16 марта.
  • Студентов – на «торги» // Новокузнецк. – 2010. – 11 марта.
  • Шахабутдинова А. Знай себе цену, студент! // Кузнецкий рабочий. – 2010. – 23 февраля.
  • Инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов» // Подготовка кадров для молодежной политики в условиях инновационной стратегии развития страны и регионов: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (3-4июня2010г.) / под науч. ред. В.С. Пель - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 210-212.
  • Гершгорин В. С. Фабрика компетенций / В. С. Гершгорин, Т. А. Зубарева, Б. М. Островский // Уголь Кузбасса. – 2010. – С. 72–73.
  • Дедунова Е. Д. Конкурс как механизм снижения безработицы среди выпускников. - В кн.: Молодёжь современной России: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 25-26 ноября 2010 г.) / под общ. ред. В. Н. Бобрикова; Кузбасс. гос. техн. ун-т.- Кемерово, 2010. - С. 223-225.
  • Тарасова Е. А. Проектный подход - инвестиция в человеческий капитал. - В кн.: Молодёжь современной России: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 25-26 ноября 2010 г.) / под общ. ред. В. Н. Бобрикова; Кузбасс. гос. техн. ун-т.- Кемерово, 2010. - С. 216-217. 
  • Дедунова Е. Новая традиция НФИ КемГУ // Грани. – 2011. – № 9. – С. 11.
  • Дедунова Е. НФИ КемГУ: накопление жизненной компетентности // Кузнецкий рабочий. – 2011. – № 10; // Новокузнецк. – 2011. – № 10.
  • Зубарева Т. А. Инновационный подход к проблеме взаимодействия вузов и рынка труда // Работа в Сибири. – 2011. – 4 апреля. – № 13.
  • Зубарева Т. А. От замысла к реализации // Грани. – 2011. – № 9. – С. 8.
  • Осипова О. Как выбраться из колеи // Кузнецкий рабочий. – 2011. – 2 апреля.
  • Осипова О. На пороге новой эпохи // Кузнецкий рабочий. – 2011. – 16 апреля. – № 43.
  • Зубарева Т. А. Инновационная инфраструктура: опыт создания Центра управления проектами в НФИ КемГУ / Т. А. Зубарева, К. И. Степаненко; под науч. ред. В. С. Гершгорина; НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2011. – 78 с. Электронная версия издания.

 

Контакты

Центр управления проектами НФИ КемГУ:

8(3843)539223, е-mail: tsup.nkfi@mail.ru (стажёры Третьякова Ирина, Маляренко Ксения).

Руководитель Центра управления проектами

Зубарева Татьяна Александровна: тел. +7-903-909-8144; е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

Материал подготовила Т. А. Зубарева

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Метки