Идеи для аналитики

Проект имеет исследовательскую составляющую. Мы ориентированы на дальнейшую регулярную работу с сайтом «Университет в индустриальном городе», который хотим видеть ресурсом «живым», то есть посещаемым и востребованным в университетском сообществе. Достаточно репрезентативная выборка и продуманная структура формата описания практик позволят нам вместе с коллегами из других университетов создать полноценную базу для анализа эволюции реализации «третьей функции» в городах Сибири, Урала и Дальнего Востока по ряду параметров:

  • численность населения (города-«миллионники», крупные (более 500 тыс.), средние);
  • наличие/отсутствие в городе университетских традиций и университетской среды, сложившейся вокруг базовых классических университетов;
  • возраст (исторические – новые города, прежде всего в районах нового промышленного освоения);
  • региональный статус города (разнообразные региональные «столицы», а также «вторые» города; особая ситуация ЗАТО; города-аналоги);
  • декларированная «амбициозность» территории («инновационные» – «традиционные» города);
  • геополитическое положение (приграничные/трансграничные – внутренние территории);
  • предъюбилейность как специфический ресурс развития постсоветских городов;
  • включённость в брендовые «линейки» городов («северные города 60-й параллели», «города Петра Великого», региональные «столицы Сибири», «университетские города» и т. п.);
  • стоимость производимой городом экономической продукции (параметр – коррелят присутствия крупного бизнеса в регионе).

Действующая версия сайта рассматривается нами как рабочая: Мы намерены продолжать регулярно наполнять наш ресурс и углублять его содержание. В частности, предварительную информацию о практиках взаимодействия университетов с местным сообществом, представленную на нашем сайте, мы планируем содержательно обогатить и вывести в поле аналитического оперирования, пропустив через такие блоки вопросов к инициаторам этих практик: 

Рефлексия мотивов участия в проекте:

  • какой собственный опыт (взаимодействия с местным сообществом, исследований городской среды, использования результатов исследований в учебном процессе и т. д.) вуз считает самым успешным и готов им поделиться (не более трёх позиций);
  • в каких начинаниях вуза не было успеха и как вуз объясняет себе причины этого неуспеха;
  • что именно вуз хочет взять в проекте и как он намерен это сделать.

Погружённость в жизнь территории:

  • имеется ли опыт научного изучения проблем местного общества (с конкретизацией: темы, даты, участники, руководитель, результаты, контактная информация);
  • имеют ли эти исследования практическое продолжение в поле решения конкретных проблем территории;
  • какие федеральные, региональные (в том числе инициированные промышленными холдингами) программы развития территории реализуются в городе/регионе;
  • как в них участвует вуз (или по каким причинам не участвует);
  • как в идеале видится вузом полноценное участие университета в развитии территории (от уровня планирования программ развития до полной их реализации);
  • что способствует и что мешает воплощению этого идеала на практике в конкретном регионе локализации вуза;
  • какой вклад делает вуз в становление/укрепление ценностей городского образа жизни на своей территории.

Интегрированность с субъектами территориального развития:

  • каким образом вуз находит партнёров на своей территории для реализации третьей функции (из среды региональных вузов, из городского сообщества, из власти, из бизнеса, из СМИ, из НКО и общественных организаций);
  • как формализованы эти отношения;
  • в чём сложности установления таких связей;
  • как, с точки зрения вуза, выстроено взаимодействие этих субъектов «самих по себе», помимо вуза, в чём успешность и неэффективность существующих моделей взаимодействия;
  • какова роль вуза в этом многостороннем взаимодействии субъектов территориального развития;
  •         целевые группы деятельности вуза в сфере реализации «третьей функции»;
  • каковы формы обратной связи с целевыми группами и партнёрами.

Степень институционализации работы по линии «Университет – Сообщество»:

  • какие образовательные программы вуза и как именно работают «на территорию», практикуется ли мониторинг их эффективности;
  • включены ли в реализацию образовательных программ представители неакадемической среды (кто, как, с какой целью);
  • имеется ли опыт (положительный/отрицательный) коммерциализации деятельности, ориентированной на развитие местного сообщества;
  • каковы внеучебные формы включённости студентов в реализацию «третьей функции»;
  • каковы механизмы вовлечения сотрудников вуза в деятельность по реализации «третьей функции»;

 наличие проектной работы, её темы, связанные со спецификой территории;

  • наличие в вузе специализированных структурных подразделений, занятых реализацией «третьей функции»;
  • наличие устойчивых горизонтальных связей с другими вузами региона и вне его (какие именно вузы, на чём строится сотрудничество, насколько оно регулярное);
  • как решается проблема финансирования деятельности вуза по реализации «третьей функции»;
  • механизмы презентации (продвижения) описываемой деятельности вуза в городском сообществе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Метки